Возможности профессионального роста провизора: многоплановость фармацевтических знаний
Возможности профессионального роста провизора:
многоплановость фармацевтических знаний
Ольга Зорина, провизор, медицинская редакторская студия «МедКорр»
Татьяна Шитова, врач, медицинская редакторская студия «МедКорр»
Галина Харченко, канд. биол. наук, доцент, кафедра управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО, РГМУ им. И. П. Павлова
В последние годы наблюдается серьезная трансформация прикладных фармацевтических специальностей. Сужение необходимых профессиональных навыков, непосредственно касающихся фармацевтической стороны работы, приводит к тому, что сам провизор уже не воспринимает себя как медицинского специалиста. Напротив, наблюдается тенденция к приобретению дополнительных знаний, которые, несомненно, важны для практической работы провизора, вот только эти навыки не должны заслонять суть деятельности фармацевтического работника, важным аспектом которой является информационная деятельность
Медицинские специалисты: разные грани медицинской помощи
В настоящее время разобщенность практических медицинских специалистов (мы говорим о потере связи врача и провизора) достигла вершины. Основные обязанности провизора в аптеке сводятся к отпуску товаров аптечного ассортимента, порой нет времени и сил разобраться в назначениях врача вместе с пациентом, объяснить, почему врач прописал сочетание именно этих препаратов, убедить в правильности назначений или, напротив, предостеречь от неразумных шагов по отношению к собственному здоровью. Между тем обязанности первостольника намного шире рутинного отпуска лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Другой участник лечебно-информационного процесса — врач — занят такими же шаблонными назначениями и в большинстве случаев, как и провизор, сосредоточен на количестве своих пациентов, а не на качестве лечения и рекомендаций. Это результат бурных изменений, происходящих в системе здравоохранения и лекарственного снабжения. В такой загруженности играет немалую роль и тот факт, что огромное количество специалистов разного возраста (утверждение справедливо как для старшего, так и для молодого поколения врачей и провизоров) покидают рабочие места по непосредственной специальности по разным причинам.
Во-первых, чаще всего медицинские специалисты материально не заинтересованы в работе; во-вторых, редкая врачебная специальность отличается размеренностью, да и работа провизора не относится к спокойным — эмоциональная насыщенность общения с людьми, которые приходят к медику со своими проблемами со здоровьем, нередко достигает накала. При этом к врачам попадают «жертвы» самолечения, и основными виновниками такого, к сожалению, частого явления, многие врачи видят работников аптеки. Провизоры и фармацевты, в свою очередь, встречая в практике назначения устаревшие препараты, неверно выписанные рецепты, а чаще всего — просто назначения в произвольной форме, также недо-вольны коллегами. Все это вбивает клин и без того в натянутые отношения провизоров и врачей, которых ранее связывали медицин ские информаторы.
Провизор-информатор — должность в аптеке, очень близкая к должности клинического фармаколога в ЛПУ (базовое образование которого — лечебное). Этот специалист должен заниматься сразу несколькими направлениями деятельности аптеки: во-первых, формированием аптечного ассортимента, информированием о нем работников аптеки, изучением рынка лекарственных средств, медицинской техники, товаров аптечного ассортимента, работой с врачами близлежащих ЛПУ; во-вторых, вопросами рекламы в фармацевтической организации, общением с медицинскими представителями, контролем оформления торгового зала аптеки; наконец, организацией деятельности справочно-информационного центра и работой с информацией о лекарственных средствах (фармакологические аспекты), которая требует глубоких знаний общей и клинической фармакологии, фармакотерапии, клинических дисциплин (эти знания приобретаются на курсах повышения квалификации).
Следует отметить, что такая должность в современной аптеке — редкость, поскольку все перечисленные обязанности обычно распределяются между провизорами и фармацевтами предприятия, а ведь работа провизора-информатора могла бы поднять уровень лекарственного обеспечения населения и возвратить утраченную связь аптеки и ЛПУ.
Проведенное нами исследование среди практикующих врачей различных специальностей и провизоров-первостольников, показало, что в настоящий момент 90 % врачей черпают информацию из специализированных медицинских справочников и их электронных версий в Интернете, а также баз данных по лекарственным средствам, которыми располагает ЛПУ. В эти цифры входит 15 % опрошенных врачей, которые указали в качестве дополнительного источника информации медицинских представителей, 2 % специалистов подчеркивают информационную ценность рекламы в СМИ. 10 % врачей не придают значения виду поступающей к ним информации. Комментируя эти цифры, стоит отметить, что, несмотря на широкую распространенность деятельности медицинских представителей, врачи не называют их основным источником информации о лекарственных средствах, базисом является справочная медицинская литература.
Для 33 % опрошенных провизоров важен источник и вид получаемой информации. Эта группа респондентов отмечала, что лекарственное средство привлекает внимание после информирования о нем представителями фармацевтических компаний, а также имеет место (9 % опрошенных респондентов этой группы) заинтересованность продукцией после рекламы на телевидении и в медицинских изданиях. 24 % практикующих провизоров не придают большого значения виду и источнику информации о лекарственных средствах, черпая сведения из медицинских справочников. Остальные 43 % респондентов данной группы не считают значимым вид поступающей в аптеку информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент информационной связи между врачом и фармацевтическим работником не существует, поскольку нет единой структуры, которая могла бы обеспечить координацию информационной работы врачей различных специальностей и провизоров аптек. Ни один из опрошенных провизоров не указал в качестве источника информации о лекарственном препарате практикующих врачей, хотя такой критерий был предложен. Такая же ситуация сложилась и среди опрошенных врачей: ни один из них не отметил значимости информационной связи с провизором.
Парадокс в том, что все прекрасно понимают, что тесное сотрудничество врача и провизора — жизненная необходимость, что роль провизора в деле сохранения здоровья нации действительно велика. При этом в реальной жизни работников аптек низвели до уровня рыночных торговцев, чья главная функция — выгодно продать товар и получить прибыль (иначе аптека в жестких рыночных условиях просто не выживет). Усугубляет ситуацию и несовершенное законодательство в области лекарственных средств и их оборота, а также отсутствие единой медицинской информационной системы, каких-либо четких положений по информационному обеспечению медицинских специалистов. Именно поэтому информационный поток о лекарственных средствах обеспечивают медицинские представители, работа которых строится на продвижении товара, а не на объективной информации о нем. Этот факт формирует сложное и неоднозначное отношение практических работников медицины и фармации к институту медицинских представителей, многие аптеки и ЛПУ стараются ограничить доступ представителей фармацевтических компаний.
Во всем мире существует практика тесного взаимодействия врача и аптечного работника. Нередко практикующий врач выписывает рецепты на конкретного аптекаря, в качестве работы которого он уверен. Провизор же никогда не продаст посетителю препарат рецептурного отпуска без рецепта от врача. Тесное взаимодействие специалистов выгодно всем сторонам лечебного процесса: врачу — он может быть уверен в качестве препаратов, а следовательно, и в эффективности назначенной терапии; провизору — который имеет возможность подбирать ассортимент аптеки в зависимости от конкретных потребностей; пациенту — имеющему гарантированную возможность приобретения необходимого препарата достойного качества и защищенного от возможных последствий самолечения.
Нередко поднимается вопрос, насколько корректно говорить об ответственном самолечении и возможно ли оно в принципе, особенно в странах, где плохо отрегулирован вопрос оборота рецептурных и безрецептурных препаратов. Тема очень сложная и неоднозначная. Последствия самолечения могут быть самыми трагичными, вплоть до летального исхода. Классический пример: прием обезболивающих препаратов при приступе острого аппендицита. Разобраться в причине болезненных симптомов и назначить необходимую терапию может только врач. Даже если жалобы появились в выходные дни или в ночные часы, всегда можно вызвать «Скорую помощь». Другое дело, что сегодня уровень подготовки не только провизоров, но и врачей нередко не выдерживает никакой критики. Медицинские работники утратили доверие населения и многие предпочитают рисковать здоровьем, занимаясь самолечением, чем попасть на прием к неквалифицированному доктору. В этой ситуации очень многое зависит от провизора, ведь именно к нему обратится посетитель аптеки за консультацией: необходимо понять суть проблемы, выбрать наиболее безопасный препарат, учесть возможные противопоказания и побочные эффекты, а во многих случаях — вежливо отказать в приобретении препарата и порекомендовать обратиться к врачу за рецептом. Последний пункт самый сложный и самый важный, но провизор всегда должен помнить, что он — не простой продавец, заботящийся о прибыли, а медицинский работник, несущий в первую очередь ответственность за здоровье своих покупателей.
Именно поэтому роль провизора в современной аптеке возрастает в последние годы многократно, поэтому даже в большей степени, чем раньше, необходимы квалифицированные специалисты, а вовсе не люди, обладающие лишь торговыми навыками и начальными знаниями в области медицины. Огромное значение имеют знания — как в области лекарственных препаратов, так и в области изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции (хотя на первый взгляд это может показаться странным). Здесь как раз может пригодиться многоплановость фармацевтических знаний, которая изначально заложена в высшем образовании.
Возможности фармацевтического образования
Помимо информационной работы, указанной выше, в которой себя может проявить человек при наличии диплома с фармацевтическим образованием, существует еще несколько возможностей профессионального развития. При этом провизор уже обладает огромным массивом знаний, которые может использовать в практической работе.
Например, с каждым годом растет потребность в специалистах по лекарственным растениям. Большое количество пациентов по разным причинам обращаются к фитотерапевтам. Речь идет о фитотерапии и фитофармакологии, принятой официальной медициной, где применяются лекарственные растения, достаточно хорошо изученные, с известным составом, доказанными эффектами. Препараты из лекарственного растительного сырья широко используются как в нативном виде (т. е. обработанное и стандартизованное сырье для приготовления настоев, отваров, составления сборов, которое продается в аптеках), так и для производства лекарственных препаратов. Нередко говорят об эффективности и безопасности препаратов на основе трав, однако эти характеристики могут быть соблюдены лишь при условии правильного применения любого фитотерапевтического средства. Кроме того, для эффективности лекарственного растительного сбора (или препарата единичного растения) очень важно соблюдать правила его приготовления. Если вспомнить, насколько тщательно изучается в курсе фармакогнозии и технологии лекарственных форм состав, анализ, правила использования и приготовления лекарственных препаратов на основе растений, то можно с уверенностью назвать провизора экспертом в области лекарственных трав. В его компетенции находятся вопросы сочетаемости растительных препаратов (готовых или нативных), показаний и противопоказаний, наиболее удобной формы применения, а также области применения.
Следует отметить, что практические работники аптек не понаслышке знают, насколько часто приходится рассеивать миф, бытующий среди населения, о полной безопасности лекарственных трав. Нередко родители применяют травы для лечения своих детей, пренебрегая назначенной врачом схемой их использования, беременные женщины употребляют некоторые из трав «на все случаи жизни», хотя в отношении некоторых лекарственных растений такой подход может быть чреват тяжелыми последствиями. Вместе с тем грамотная схема применения фитотерапии может оказаться хорошим подкреплением к базисному лечению какого-либо хронического заболевания. Но все эти вопросы должен решать врач совместно с провизором.
Один из предметов, имеющих наибольшее практическое значение для провизора — медицинское и фармацевтическое товароведение, которое объединяет знания лекарственного и нелекарственного ассортимента аптек: профессиональный кругозор благодаря этому предмету значительно расширяется. В настоящее время в аптеках представлен огромный выбор лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, предметов ухода за больными, диетического и детского питания, детских товаров, лечебной и косметики масс-маркет, оптики и многого другого.
В свете значительного расширения на фармацевтическом рынке деятельности аптечных сетей, сокращения количества производственных аптек, усовершенствования работы аптек с помощью законов маркетинга, компьютеризации предприятий и повсеместного использования интернет-технологий, конечно, изменилась роль современного рядового провизора. Он должен обладать массой новых навыков, однако по-прежнему актуальны специальные знания в области товароведения, даже больше, чем несколько десятилетий назад, поскольку расширение ассортимента изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции (особенно в аптечных супермаркетах) требует объемных знаний потребительских свойств этих товаров.
Насколько важно правильно выбрать любой из диагностических приборов, будь то глюкометр, тонометр или термометр; подобрать предметы ухода за лежачим больным, диетическое питание или витаминный препарат? Чего стоит в эмоциональном плане (как для работника аптеки, так и для посетителя), например, выбор смеси для вскармливания новорожденных: в настоящее время врачи редко назначают какую-то конкретную смесь, ставя родителей перед проблемой самостоятельного выбора. В большом аптечном супермаркете выбор смесей для детского питания без преувеличения огромен, найти достоверную информацию о них без участия специалиста довольно сложно. А проблема искусственного вскармливания настолько насущна, а спрос на детские смеси настолько высок, что мы знаем примеры выделения в аптеке определенного специалиста, занимающегося только вопросами товаров детского ассортимента, консультирующего посетителей, проводящего тренинги среди своих коллег — работников аптеки. Люди, сталкивающиеся с тяжелой жизненной проблемой, знают, насколько ценна грамотная консультация специалиста в аптеке, диагностическом или лечебном учреждении. Кроме того, помимо сведений об интересующем товаре, посетитель, как правило, получает еще и психологическую поддержку.
***
Следует отметить, что в совокупности все эти характеристики работы провизора подчеркивают ее важную социальную значимость. Нельзя уходить в сторону от медицины, подчиняясь законам современного фармацевтического рынка и жесткой конкуренции среди аптек. Аптека должна оставаться местом, где люди могли бы почувствовать защищенность и доверие к медицинскому специалисту. Что касается отношения самого провизора к своей профессии, нужно осознавать, что в наше неоднозначное время, когда происходит не просто развитие профессии, но и переоценка понятий, высококвалифицированные специалисты ценятся на вес золота. Должны это понимать сами провизоры и руководители предприятий, а также все медицинские специалисты, работающие «в связке» со специалистами фармацевтическими: врачи и руководители ЛПУ, клинические фармакологи, медицинские представители. Качество работы каждого провизора — это, в первую очередь, его личное дело, ведь, скажем, для оказания расширенной фармацевтической консультации по любому вопросу нет узаконенных положений, она осуществляется на основании опыта провизора, его знаний и навыков.
© Провизор 1998–2013